Введение в Косплей
Статья взята с замечательного ресурса посвященной этой же тематике
http://cosplay.otaku.ru
. Статья приведена как есть (за редким исключением ^__^)
и носит только ознакомительный характер!
Все замечания и предложения пишите на
гостевую книгу
или мне.
Что такое косплей и чем он отличается от прочих костюмированных шоу и маскарадов
(по обзорам с зарубежных сайтов и конвентов, посвященных cosplay)
Термин Cosplay изобретен в Японии и представлен сокращением английского
выражения 'costumed play' — «костюмированная игра» или "костюмированное шоу".
Косплей подразумевает исключительно японскую стилистику костюмирования, и в этом
его основное отличие от прочих костюмированых шоу (например маскарад на
европейских празднованиях Хеллоуин или костюмирование на различных фестивалях).
Рамки косплея достаточно широки: от традиционного японского кимоно до
футуристических костюмов в стиле киберпанк (как в аниме 'Ghost in the shell');
от традиционной школьной формы для девочек — "сейлор-фуку" (аниме 'Sailor Moon')
— до странных "кошачих" и "заячих" платьиц персонажей 'Di Gi Charat'...
Также не стоит путать косплей с моделированием костюмов в клубах
историко-реставрационного движения и ролевого движения, достаточно широко
распространенного во всем мире, и в частности в России. Эти движения ставят
своей целью реставрацию исторических событий своей страны, а иногда и некоторых
общеисторических событий. В рамках проводимых историко-реставрационными клубами
мероприятий производится моделирование исторических костюмов и проведение
ролевых игр по определенной исторической тематике, а также различных
костюмированных парадов, балов и турниров...
Тем не менее, аутентичный японский косплей основывается преимущественно на
события и персонажей японской анимации (аниме), японских «историй в картинках» (манга),
видеоигр, различных шоу, национальных героев, и т.д... И только в этом смысле
возможно применение термина cosplay!
Косплей на западе
(по материалам тематических сайтов)
Западное косплей-движение отчасти благодарно существовавшему задолго до него
фендом-движению, в рамках которого участники одевались в костюмы любимых
персонажей из произведений научной фантастики и фентези. Во второй половине 80-х
годов западное косплей-движение, совместно с аниме-фэндомом, организовалось в
регулярные фестивали (конвенты, коны). На эти фестивали также приглашались в
качестве почетных гостей и "идейных вдохновителей" участники японских
аниме-конов.
В нынешнее время, по сравнению со временем зарождения западного косплей-фендома,
стали появляться крайне экзотические костюмы, экстравагантные прически и костюмы
необычных существ. Тем не менее, ставшее традиционным японское косплей-движение
снова продемонстрировало свою нетривиальность: профессиональные косплееры
смоделировали костюмы кибер-персонажей из аниме-сериалов в жанре меха /mecha/.
Современный аутентичный (японский) косплей
Как бы не старались западные любители и профессионалы, играющие косплей, но в
Японии косплей действительно интегрировался в национальную культуру достаточно
прочно. Японский косплей отличен от западного «собрата» хотя бы тем, что он
развивался среди населения Японии исторически, и заключил в себя национальный
дух, различные культурные составляющие и атмосферу, в которой воспитывались
будущие косплееры, а также в которой действуют персонажи оригинальных источников
идей косплееров (напр. Герои аниме и манги).
Японцы видят косплей не только на фестивалях и любительских собраниях, но и во
многих сферах повседневной жизни. Так, например, устроители различных выставок и
презентаций (особенно магазинов игрушек или так называемой фэн-продукции)
приглашают профессиональных косплееров на свои мероприятия для привлечения
общественности и усиления рекламного эффекта. Также известны выступления в
нарядах косплей на различных концертах современной японской музыки (J-Pop и
J-Rock), в основном с участием авторов сопроводительной музыки для фильмов и
сериалов аниме.
Мотивация (для чего люди играют в косплей?)
Бесспорно, мотивация каждого человека, решившего шить себе костюм для косплей,
различается в зависимости от его пристрастий и побуждений. Кому-то просто
приятно щеголять в красивом костюме перед благодарными зрителями, кому-то —
продемонстрировать свое умение шить, иному приятно ненадолго отвлечься от
ношения привычной одежды… В то же время косплееры с опытом утверждают, что
именно так они могут доказать свою истинную любовь к отдельному персонажу (или
нескольким персонажам по отдельности). Они не просто одеваются в сшитые костюмы,
демонстрируя свою красоту или свой костюм. Опытные и убежденные косплееры
представляют свой персонаж, отыгрывают его манеры и поведение, погружаются в мир
своего персонажа и окружающую его обстановку. Многие видят смысл косплей именно
в игре, активном действии и представлении себя избранным персонажем. Ведь не
спроста в слове ‘cosplay’ есть словесная составляющая ‘play – игра.
Многие склонны считать отыгрыш различных фентези-ролей детским развлечением,
«уходом от реальности» и даже опасным для психики занятием. Тем не менее,
профессиональные психологи утверждают: игра для молодых людей и даже для
взрослых зачастую является отличным средством разгрузки психики от
перенапряжения и отрицательных эмоций. Несомненно, человек должен обладать
достаточно богатым воображением, представляя себя в роли, и изначальной
установкой на то, что игра способна его отвлечь и освободить сознание от всего
лишнего и наполнить положительными эмоциями.
Проблемы развития косплей в России
Насчет дороговизны производства игрового костюма в России достаточно хорошо
знают ролевики (точнее те, кто играет именно в полевые игры). Сшить
действительно сложный и красивый костюм (или, как они его называют, "прикид")
для игры, турнира или бала действительно достаточно дорого, даже при учете того,
что шьют они по большинству сами. Тем не менее, соорудить своими руками
несложный костюм вроде пресловутого "сейлор-фуку" достаточно просто и совсем
недорого, и я лично знаю тому не одно подтверждение.
В любом случае, все начинается с большого желания, а оно способно стимулировать
человека на многие свершения. И необязательно начинать со сложных нарядов —
достаточно выбрать себе простую повседневную (но уникальную) одежду любого
понравившегося персонажа и сшить ее самому, или попросить знакомых, а далее —
только совершенствовать свое воображение и мастерство кройки и шитья ^_^
Насчет покупки материала… Для начала расспросите родителей на предмет покопаться
в старом шкафу... Можно найти порою самые удивительные ткани и элементы
оформления нарядов. Я не шучу! Недавно сам, к удивлению своему, нашел в старом
шкафу такую ткань, из которой впору шить игровую мантию для высокого правителя.
А об этой ткани уже забыли как минимум 30 лет назад...
Второй аспект сложности развития cosplay в России — слабая информированность
населения в различных аниме-клубах и собраниях относительно культуры и истории
косплей, связанная в основном с недостаточным знанием языка многими
представителями фендома — с одной стороны, и отсутствием русскоязычных ресурсов
— с другой.
По большому счету косплей не является в теоретическом смысле сложным для
понимания предметом. Природа косплей вполне очевидна, и потому вы наверняка не
найдете, даже на сайтах заграничных косплееров, пространных описаний этого
явления. Все просто и ясно: конструировать свой костюм и играть, насколько
позволяет собственное воображение. Вся информация обычно содержит расшифровку
термина (а ее способен понять каждый) и к отношению самого косплеера (зачастую
восторженному) к представлениям, в которых он (или она) участвует. Наиболее
яркие и радостные моменты происходят на проводимых различными клубами и
организациями регулярных фестивалях, о которых участники вспоминают еще долгое
время…
Мини глоссарий
Фендом /fandom/ (производное от английского разговорного 'fan', сокр. от 'fanatic'
— ярый поклонник, фанат) — общеупотребительное наименование для сообществ по
различным интересам, в основном любительских и некоммерческих (к примеру, научно
фантастический фендом, фентези-фендом, ролевой фендом, аниме-фендом, и т.д.).
Меха (удрение на первом слоге) /mecha/ (сокр. от английского 'mechanical' —
механический) — термин, обозначающий жанр манги/аниме с участием в ключевых
ролях различных механизированных созданий и обмундирования (роботов,
трансформеров, армированных боевых костюмов огромной прочности, и т.п.).
J-Pop, J-Rock (Japan Pop, Japan Rock) — жанры современной японской музыки, в
основном известные российским поклонникам аниме в качестве музыкального
сопровождения аниме-сериалов и полнометражных фильмов.
Автор статьи — Gabriel (Inu), /gabe@mail.ru
/
19.09.2001